1871

Общеизвестно, что бурный рост, который испытал Царицын во второй половине XIX века во многом был определён тем, что город из небольшой пристани превратился в крупный железнодорожный узел. Первой в городе начала работать коротенькая Волго-Донская железная дорога (протяжённостью всего 72 версты), связавшая Царицын и Калач. Эта дорога, существенно облегчившая транспортировку грузов с Волги на Дон и заменившая знаменитую многовековую Переволоку, начиналась у берега Волги там, где сейчас расположен Грузовой порт. Дорога шла параллельно Волге, вниз по течению, плавно загибалась направо перед Ельшанкой (она проходит там и сейчас – над ней проложен мост, по которому идёт троллейбус) и шла к Калачу. Ветка представляла собой первую железную дорогу на Юге России и была открыта в апреле 1862 года. Второй дорогой, связавшей Царицын уже с общероссийской железнодорожной системой, стала ветка Царицын-Грязи, открывшаяся 25 июля 1871 года. Главной станцией на этой дороге стал новый Грязе-Царицынский вокзал, который в наше время называется Волгоград-1.

Снимок сделан, вероятно, со старой деревянной ещё, пожарной каланчи, стоявшей приблизительно на месте входа в современную Медакадемию, что смотрит на Аллею Героев. На переднем плане – в далёком будущем площадь Павших борцов, у самого правого края кадра – «вход» на будущую улицу Гоголя, тогда – Елизаветинскую, а на среднем плане в центре кадра большое здание. Это – и есть новенький Грязе-Царицынский вокзал. Это фото сделано, скорее всего, в конце 1870-х годов. Оно замечательно тем, что показывает – каким был Царицын тогда, на заре железнодорожного движения, как сильно он изменится в ближайшие двадать-тридцать лет.

 

Вид вокзала после перестройки. Слева добавилось далеко выдающееся влево и внутрь крыло. Внешний вид стал куда богаче.

 

Роман Шкода, «Главный редактор интернет-издания Царицын.рф»